- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, прозопопея (от греч. prósōpon лицо и poiéō делаю), персонификация (от лат. persona маска, лицо и facio делаю), особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Можно наметить градации О. в зависимости от функции в художественной речи и литературном творчестве.
1) О. как стилистическая фигура, связанная с «инстинктом персонификации в живых языках» (А. И. Белецкий) и с риторической традицией, присущая любой выразительной речи: «сердце говорит», «река играет».
2) О. в народной поэзии и индивидуальной лирике (напр., у Г. Гейне, С. А. Есенина) как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму, жизнь окружающего мира, преимущественно природы, привлеченная к соучастию в душевной жизни героя, наделяется признаками человекоподобия. Лежащие в основе таких О. уподобления природного человеческому восходит к мифологическому и сказочному мышлению с той существенной разницей, что в мифологии через родство с человеческим миром раскрывается «лицо» стихии (напр., отношения между Ураном-Небом и Геей-Землей уясняются через уподобление бракосочетанию), а в фольклорном и поэтическом творчестве позднейших эпох, напротив, через олицетворенные проявления стихийно-естественной жизни раскрываются «лицо» и душевные движения человека.
3) О. как символ, непосредственно связанный с центральной художественной идеей и вырастающий из системы частных О.Так, поэтическая проза повести А. П. Чехова «Степь» пронизана О.-метафорами или сравнениями: красавец-тополь тяготится своим одиночеством, полумертвая трава поет заунывную песню и т. п. Из их совокупности возникает верховное О.: «лицо» степи, сознающей напрасную гибель своих богатств, богатырства и вдохновения, многозначный символ, связанный с мыслями художника о родине, о смысле жизни, беге времени. О. такого рода нередко близко к мифологическому О. по своей общезначимости, «объективности», относительной несвязанности с психологическим состоянием повествующего, но тем не менее не переходит черту условности, всегда отделяющую искусство от мифологии.
Литература:
Белецкий А., Изображение живой и мертвой природы, в его кн.: Избр. труды по теории литературьт, М., 1964.И. Б. Роднянская.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.